Руководитель НИЛ: Манаенкова Е.Ф.
Отчет НИЛ «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» за 2013 г.
Авторы: Проф. С.В. Перевалова, Л.Н. Савина, доц. Е.Ф. Манаенкова, Е.В. Никульшина, Ю.Г. Семикина, С.В. Солодкова, Ю.Н. Сысоева.
Тема исследования НИЛ «»Ум» и «сердце» в литературе и фольклоре» вносит существенный вклад в разработку научных проблем актуального в литературоведении направления – художественной феноменологии изображения «внутреннего человека».
Объектом исследования является творчество русских и зарубежных писателей XVIII -XXI веков, а также отечественный фольклор.
Предмет исследования – круг теоретико-методологических и историко-литературных вопросов, связанных с проблемой соотношения рационального и эмоционального в художественном творчестве (природа художественного мышления, структура образа-характера в аспекте разумного и сердечного начал, роль эмоционального компонента в психологическом анализе); отдельное внимание уделяется методологическому осмыслению проблемы с позиции междисциплинарного синтеза гуманитарных дисциплин.
Целью научно-исследовательской работы является объединение профессиональных творческих усилий для более полной реализации научного потенциала преподавателей кафедры, а также специалистов, бакалавров, магистрантов и аспирантов, работающих под их руководством в решении крупномасштабных задач и разработке научных программ по вопросам исследования обозначенной проблематики.
Задачи исследования:
1) укреплять традиции научной школы, основы которой были заложены проф. А.М. Булановым;
2) на основе межпредметной интеграции разрабатывать различные направления заявленной темы (теоретико-литературное, философско-этическое, психологическое, религиозное);
3) активно участвовать в научных конференциях, семинарах и симпозиумах по указанной проблематике;
4) регулярно публиковать результаты своих научных изысканий;
5) способствовать расширению круга информационных партнеров, активизировать обмен информацией с зарубежными научными центрами, исследующими способы выражения интеллектуально-эмоционального комплекса в произведениях литературы и фольклора;
6) активно привлекать к работе научно-исследовательской лаборатории студентов, магистрантов и аспирантов кафедры;
7) внедрять результаты работы в вузовскую и школьную практику.