Водные млекопитающие
Курорты Краснодарского края
Миф о морском чудовище
В начале XIX века легенда о загадочном морском чудовище — морском змее — переживала свой звездный час. С 6 по 23 августа 1817 года более сотни заслуживающих уважения свидетелей видели огромное морское чудовище, плававшее близ порта в Глочестере, штат Массачусетс, США. Ученый мир отнесся к сообщениям о нем с большим интересом.
14 августа монстр явил себя целой группе из 20—30 человек, среди которых находился мировой судья Глочестера Лонсон Нэш. В тот же день несколько лодок пустились преследовать чудище, и после полудня судовой плотник Мэттью Гэффни засек «странное морское животное, похожее на рептилию». Он увидел только часть его, длиной около 10 метров, тщательно прицелился и выстрелил из ружья.
Меткий стрелок, Гэффни считал, что попал, но животное, похоже, не проявило беспокойства. Оно довольно резко повернулось к лодке, и находившиеся в ней испугались, что существо бросится в атаку. Но вместо этого оно погрузилось в воду как камень, прошло под лодкой и всплыло с другой ее стороны, продолжая резвиться и не обращая на людей ни малейшего внимания.
Позже Гэффни дал описание существа: гладкая кожа темного окраса, с белыми горлом и брюхом, голова размером с десятилитровый бочонок, а длина туловища — около 12 метров. Изгибаясь в вертикальной плоскости, как гусеница пяденицы, эта громадина развивала скорость от 35 до 50 километров в час.
Авторитетные американские специалисты сошлись во мнении, что глочестерское чудовище никак не может быть змеей — рептилии не умеют извиваться вертикально и прямо уходить под воду.
В Европе к этой находке отнеслись куда более скептически, и через некоторое время французский зоолог Шарль-Александр Ле-Сюер выяснил, что это не что иное, как обычная змея с искривленным из-за болезни или увечья позвоночником. Ученые долго смеялись над своими американскими коллегами, и все глочестерские события, таким образом, оказались дискредитированы, что навредило истории морского змея в целом.
Между тем схожие морские создания продолжали встречаться у побережий Новой Англии и Канады, но прошло очень много лет, прежде чем люди снова стали относиться к таким свидетельствам серьезно.
Мифы о корабле-призраке
Корабль-призрак — термин, используемый чаще всего в произведениях художественной литературы, корабль на плаву, не обитаемый экипажем. Термин также может обозначать реальное судно, которое (часто как видение) было замечено после того, как затонуло, или обнаружено в море без команды на борту. Некоторые случаи встречи с такими кораблями являются очевидными выдумками, однако есть и потверждённые документально, причём увиденному в основном удаётся найти научное обьяснение.
Реальные случаи
1775: «Октавиус», английское торговое судно, возвращающееся из Китая, было найдено дрейфующим недалеко от берега Гренландии в 1775. Судовой журнал капитана показал, что судно в 1762 сделало попытку следования по Северо-Западному проходу, который успешно никогда не пересекался. Судно и замороженные тела его команды, очевидно, завершили переход, дрейфуя среди пакового льда в течение 13 лет.
1872: «Мария Целеста», возможно, самое известное из реальных кораблей-призраков, была обнаружена оставленной экипажем между Португалией и Азорскими островами, причём судно было не повреждено.
1931: «Бэйчимо» был оставлен экипажем в Северном Ледовитом океане, когда был заперт в паковом льду и, как считалось, должен был затонуть, но остался на плаву. Неоднократно был замечен.
1933: Спасательная шлюпка пассажирского парохода «СС Валенсия», потерпевшего крушение в 1906 около юго-западного побережья острова Ванкувер, была найдена в хорошем состоянии, плавающей в этом районе спустя 27 лет после катастрофы. Моряки также сообщили о наблюдении самого судна в этом районе после того, как оно утонуло, часто как видение, которое следовало вниз по побережью.
1955: «МВ Елита» была обнаружена оставленной в Тихом океане
2003: «Хай Эм 6» был обнаружен дрейфующим без экипажа в австралийских водах. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов команды так и не удалось обнаружить.
2006: «Ян Сенг», танкер, был найден недалеко от берега Уэйпа, (Квинсленд, северо-восточная Австралия) в марте. Его происхождение и владелец не были установлены, и в апреле судно было уничтожено.
2006: «Бел Амика» была обнаружена в августе неподалёку от берега Сардинии. Команда береговой охраны, которая обнаружила судно, нашла на борту остатки пищи, французские карты Северных африканских морей, и флаг Люксембурга.